Пятница, 29.11.2024, 07:46

Сопровождение интеллектуальной одаренности школьников

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психологов

Главная » Статьи » Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии"

Талантливый или одаренный?


Взгляните на своих детей и воспитанников. Посмотрите в их глаза. Может быть именно они - гении? Возможно, эти ребята талантливы? Или одарены? Давайте разберемся, как называть таких необычных детей.

В литературе существует огромное количество определений понятий «одаренность», «талант», «гениальность».

Одаренный ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренность – это общая способность, которая раскрывается в более высоких результатах при выполнении заданий. Одаренные ученики могут иметь высокие интеллектуальные, конкретные академические, творческие или продуктивные, лидерские, психомоторные способности, а так же способности в области художественного и исполнительского искусства.

У детей уже с раннего возраста одаренность обнаруживается в самодеятельных занятиях.  Например, ребенок много времени уделяет рисованию. Причем, в других направлениях равноценной активности за ним не замечается. Как правило, в той сфере, которая так привлекает, он проявляет повышенный интерес, чувствительность к каким-либо аспектам: цветам, звукам, моделям. И, конечно, ребенок поражает своими стремлениями в достижении результатов. Нередко бывает так, что преподаватели в школе не знают о способностях ребенка, потому что одаренные дети часто не афишируют, что могут что-то делать лучше других.

Зачастую одаренные дети могут быть одновременно и талантливыми. Талант – это высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Более того, талантливым можно назвать человека лишь тогда, когда он добил­ся в данном виде деятельности значительных успехов. Чаще в категорию «талантливых» входят юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость.

Талантливые дети - особая категория одаренных. Сконцентрировав усилия ребенка на каком-то одном виде деятельности, мы можем добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем, и позволяло ему реализоваться как выдающемуся специалисту. Чаще же встречаются ситуации, когда ранняя специализация приводит к негативным последствиям. Поэтому необходимо максимально расширять круг интересов талантливого ребенка, терпеливо и внимательно относится к развитию способностей ребенка, чтобы в старшем возрасте у него была возможность самому выбрать своё направление в деятельности.

А кого же тогда считать гениальными? Гениальность, как говорит множество источников, это высочайший уровень одаренности личности, который воплощается в творчестве, имеющий историческое или общенациональное выдающееся значение для жизни общества. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и, вместе с тем, решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества. Можно сказать, что гений создает новую эпоху в своей области знания. Выдающимися личностями в истории человечества можно назвать В.А.Моцарта, Леонардо да Винчи, А.Эйнштейна, М.Ломоносова, Ч.Дарвина и этот список можно долго продолжать. 

Анализ данных определений показывает, что для всех - талантливых, одаренных и гениальных детей  -  характерно наличие высоких достижений в определенных областях.

Такие дети не сразу могут достигнуть успехов в избранной области знаний, но в будущем, при благоприятном их развитии, они обязательно продемонстрируют свою индивидуальность.

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны выдающиеся успехи в детстве А.Пушкина, И.Мечникова, Ф.Мендельсона и др. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. Часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, Н. Коперник не только не значился среди одаренных детей, но даже в зрелом возрасте не принадлежал к числу ученых-астрономов. Сравнительно поздно поступил в Академию художеств В.Суриков, в зрелом возрасте начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.Крылов.

В каждом отдельном случае причины, по которым одаренность ребенка остается незамеченной, конечно, различны. В лучшем случае родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А в худшем, как в сказке про «гадкого утенка», они не пожелали заметить в развивающейся личности выдающиеся потенциальные возможности. Многие дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их способности и достижения.

Исследователями отмечается, что наиболее часто ранние дарования проявляются в искусстве, в особенности в музыке. Классическими примерами стали достижения трехлетнего В.А.Моцарта, четырехлетнего Й.Гайдна. Среди рано продемонстрировавших собственную одаренность значатся имена композиторов С.Прокофьева, начавшего свою композиторскую карьеру в 8 лет, Ф.Шуберта — в 11 лет, К.Вебера — в 12 лет. В науке творческие достижения отмечаются в значительно более позднем возрасте, обычно после 20 лет.

Многие страны уже полвека заняты тем, что выявляют «потенциальных гениев» и ведут их во взрослую жизнь. Программы обязательной диагностики детей существуют в 47 государствах. Интеллект, творческие способности — главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом. В США создана система поощрения и развития одаренности, накоплен практический опыт, достигнуты позитивные результаты в разработке методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ.

Одаренные дети обладают многими потребностями и такими особенностями, как чрезвычайная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, которые вряд ли могут быть в полной мере учтены в стандартной образовательной системе. Поэтому, в большинстве стран Европы и в США стали создавать программы для работы с одаренными детьми.

В 1988 году при Совете Европы была создана международная организация Евроталант с целью координации работы с одаренными детьми, изучения природы одаренности, организации научно-практических конференций. В 1994 году Совет Европы принял Рекомендации об образовании одаренных детей.

В России в 2000 году утверждена программа «Одаренные дети». Сегодня ожидаемый результат программы — это создание государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала России, формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях, дальнейшее развитие системы всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. В 2004 году в рамках Президентской программы «Дети России» прошли конференции и круглые столы по проблемам работы с одаренными детьми. Авторитетные ученые разработали и приняли Рабочую концепцию одаренности, в которой изложены теоретические принципы и методы выявления одаренных и талантливых детей, направления работы и формы обучения.

В России также созданы и успешно функционируют культурные фонды, поддерживающие молодые дарования, главным образом, в сфере искусства. Фонд «Новые имена» способствует единению юных музыкантов, художников и поэтов, представляющих разные страны, культуры. В 1997 году создан Благотворительный фонд «Мир искусства». Его деятельность охватывает музыкально одаренных детей с проблемами в развитии и оказывает содействие в дальнейшем совершенствовании музыкальных способностей. В 2005 году для реализации благотворительной программы «Тысяча городов России» создан Всероссийский Реабилитационный Центр. Среди других инициатив можно назвать Московский Международный форум «Одаренные дети» - ежегодно накануне Всемирного дня защиты детей проходит торжественная церемония награждения лауреатов форума. В течение 10 лет в России действует Национальный Дельфийский совет, деятельность которого направлена на выявление и поддержку одаренной творческой молодежи России, содействие реализации творческих способностей и гармоничному развитию личности.

Таким образом, создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из важнейших задач современного образования.

Список литературы:

1.                  Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб.пособие / Под ред. А.М.Матюшкина – М., 2004.

2.                  Савенков А.И. Эксперимент, затеянный природой // Школьный психолог. – 2008. – № 18.

3.                  Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей - М., 2004.

Подготовила: психолог Ю.Е.Горбунова

Категория: Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии" | Добавил: ShigaikinaNN (05.11.2011)
Просмотров: 5563 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]