Взгляните на своих детей и
воспитанников. Посмотрите в их глаза. Может быть именно они - гении? Возможно,
эти ребята талантливы? Или одарены? Давайте разберемся, как называть таких
необычных детей.
В литературе существует огромное
количество определений понятий «одаренность», «талант», «гениальность».
Одаренный ребёнок – это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности.
Одаренность – это общая способность, которая раскрывается в более высоких
результатах при выполнении заданий. Одаренные ученики могут иметь высокие
интеллектуальные, конкретные академические, творческие или продуктивные, лидерские,
психомоторные способности, а так же способности в области художественного и
исполнительского искусства.
У детей уже с раннего возраста одаренность обнаруживается
в самодеятельных занятиях. Например, ребенок
много времени уделяет рисованию. Причем, в других направлениях равноценной
активности за ним не замечается. Как правило, в той сфере, которая так
привлекает, он проявляет повышенный интерес, чувствительность к каким-либо аспектам:
цветам, звукам, моделям. И, конечно, ребенок поражает своими стремлениями в
достижении результатов. Нередко бывает так, что преподаватели в школе не знают
о способностях ребенка, потому что одаренные дети часто не афишируют, что могут
что-то делать лучше других.
Зачастую одаренные дети могут быть
одновременно и талантливыми. Талант – это высокий
уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся
успехов в том или ином виде деятельности. Более того, талантливым
можно назвать человека лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности
значительных успехов. Чаще в категорию «талантливых» входят юные
музыканты, художники, математики, шахматисты и др. Для развития таланта большое
значение имеют трудолюбие и настойчивость.
Талантливые дети - особая категория одаренных.
Сконцентрировав усилия ребенка на каком-то одном виде деятельности, мы можем
добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные
представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях
это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем, и позволяло ему
реализоваться как выдающемуся специалисту. Чаще же встречаются ситуации, когда ранняя
специализация приводит к негативным последствиям. Поэтому необходимо
максимально расширять круг интересов талантливого ребенка, терпеливо и внимательно относится к развитию
способностей ребенка, чтобы в старшем возрасте у него была возможность самому
выбрать своё направление в деятельности.
А кого же тогда считать гениальными? Гениальность,
как говорит множество источников, это высочайший уровень одаренности личности,
который воплощается в творчестве, имеющий историческое или общенациональное выдающееся значение для
жизни общества. Для гения
характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и,
вместе с тем, решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная
личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию
общества. Можно
сказать, что гений создает новую эпоху в своей области знания. Выдающимися личностями в истории человечества можно назвать В.А.Моцарта, Леонардо да Винчи, А.Эйнштейна, М.Ломоносова, Ч.Дарвина и этот список можно долго продолжать.
Анализ данных определений показывает, что для всех - талантливых,
одаренных и гениальных детей - характерно наличие высоких достижений в
определенных областях.
Такие дети не сразу могут достигнуть успехов в
избранной области знаний, но в будущем, при благоприятном их развитии, они
обязательно продемонстрируют свою индивидуальность.
Многие известные ученые, музыканты, художники и даже
писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны
выдающиеся успехи в детстве А.Пушкина, И.Мечникова, Ф.Мендельсона и др. Не
секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но не
всегда. Часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся
результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как
свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время оставался
незамеченным окружающими. Например, Н. Коперник не только не значился среди
одаренных детей, но даже в зрелом возрасте не принадлежал к числу
ученых-астрономов. Сравнительно поздно поступил в Академию художеств В.Суриков,
в зрелом возрасте начал свою литературную деятельность известный русский
писатель И.Крылов.
В каждом отдельном случае причины, по которым
одаренность ребенка остается незамеченной, конечно, различны. В лучшем случае
родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания к тонким
движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А в
худшем, как в сказке про «гадкого утенка», они не пожелали заметить в
развивающейся личности выдающиеся потенциальные возможности. Многие дети на первый взгляд ничем не выделяются, и
нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их способности и
достижения.
Исследователями отмечается, что наиболее часто ранние
дарования проявляются в искусстве, в особенности в музыке. Классическими
примерами стали достижения трехлетнего В.А.Моцарта, четырехлетнего Й.Гайдна.
Среди рано продемонстрировавших собственную одаренность значатся имена
композиторов С.Прокофьева, начавшего свою композиторскую карьеру в 8 лет, Ф.Шуберта
— в 11 лет, К.Вебера — в 12 лет. В науке творческие достижения отмечаются в
значительно более позднем возрасте, обычно после 20 лет.
Многие
страны уже полвека заняты тем, что выявляют «потенциальных гениев» и ведут их
во взрослую жизнь. Программы обязательной диагностики детей существуют в
47 государствах. Интеллект, творческие способности — главное национальное
богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и
не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная
система обучения одаренных детей, и она является государственным секретом. В
США создана система поощрения и развития одаренности, накоплен практический
опыт, достигнуты позитивные результаты в разработке методики обучения одаренных
детей, создания соответствующих учебных программ.
Одаренные дети обладают многими потребностями и такими
особенностями, как чрезвычайная любознательность и
потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и
творческого развития, которые вряд ли могут
быть в полной мере учтены в стандартной образовательной системе.
Поэтому, в большинстве стран Европы и в США стали создавать программы для
работы с одаренными детьми.
В 1988 году при Совете Европы была создана
международная организация Евроталант с целью координации работы с одаренными
детьми, изучения природы одаренности, организации научно-практических
конференций. В 1994 году Совет Европы принял Рекомендации об образовании
одаренных детей.
В России в 2000 году утверждена программа
«Одаренные дети». Сегодня ожидаемый результат программы — это создание
государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей, развитие
интеллектуального и творческого потенциала России, формирование информационной
базы данных о талантливых и одаренных детях, дальнейшее развитие системы
всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. В 2004 году
в рамках Президентской программы «Дети России» прошли конференции и круглые
столы по проблемам работы с одаренными детьми. Авторитетные ученые разработали и приняли Рабочую концепцию
одаренности, в которой изложены теоретические принципы и методы выявления
одаренных и талантливых детей, направления работы и формы обучения.
В России также созданы и успешно функционируют культурные
фонды, поддерживающие молодые дарования, главным образом, в сфере искусства.
Фонд «Новые имена» способствует единению юных музыкантов, художников и поэтов,
представляющих разные страны, культуры. В 1997 году создан
Благотворительный фонд «Мир искусства». Его деятельность охватывает музыкально
одаренных детей с проблемами в развитии и оказывает содействие в дальнейшем
совершенствовании музыкальных способностей. В 2005 году для реализации
благотворительной программы «Тысяча городов России» создан Всероссийский
Реабилитационный Центр. Среди других инициатив можно назвать Московский
Международный форум «Одаренные дети» - ежегодно накануне Всемирного дня защиты
детей проходит торжественная церемония награждения лауреатов форума. В течение
10 лет в России действует Национальный Дельфийский совет, деятельность которого
направлена на выявление и поддержку одаренной творческой молодежи России, содействие
реализации творческих способностей и гармоничному развитию личности.
Таким образом, создание условий, обеспечивающих
развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является
одной из важнейших задач современного образования.
Список литературы:
1.
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных
детей: Учеб.пособие / Под ред. А.М.Матюшкина – М., 2004.
2.
Савенков А.И. Эксперимент, затеянный природой // Школьный психолог. – 2008. – № 18.
3.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей - М., 2004.
Подготовила: психолог Ю.Е.Горбунова
|