Как известно, подростковый возраст – это переходный
возраст. Изменения, происходящие в этот период, невозможно свести лишь к
физиологическим. У каждого ребенка переходный возраст проходит по-своему. Один
ребенок может провести эти годы мирно и спокойно, другой будет совершать «дикие
выходки». Общее для детей, родителей и учителей одно - подростковый возраст – это волнующий,
напряженный и необратимый процесс превращения ребенка во взрослого человека.
Несмотря на индивидуальные
различия, развитие ребенка в подростковом периоде подростков общие черты: путь к обособлению, поиск и обретение своего «Я».
Важнейшей для подростков сферой жизнедеятельности является общение со
сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка,
во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Общение становится для подростка способом самоутверждения. Л.И.
Божович отмечает, что, если в младшем школьном возрасте основой для объединения
детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот,
привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью
широкого общения со сверстниками.
Специфика
подросткового возраста состоит в том, что для подростков необходимы личностные
контакты со сверстниками. Задача подростка - преодолеть ограниченность кругом
семьи, чтобы иметь возможность «выйти в мир» и найти в нем свое, подходящее для
себя и востребованное социальной средой, место. Важная особенность
подросткового периода - это заключительный этап формирования самосознания и
воли. Подросток активно учится принимать ответственность за свое мнение,
решения, действия, ставит отдаленные цели в соответствие со своими
потребностями, достигает их. Активно общаясь, подросток «смотрит на себя глазами
других», получая обратную связь от сверстников, формирует собственное
представление о себе, своих потребностях, возможностях, жизненных планах.
В период взросления происходит становление различных по
степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть
просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше
выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы,
занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка
сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и
столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями,
огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь
подростка. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его
собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Подросток
теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он
доверяет уже не родителям, а друзьям. При этом в категорической форме
отстаивает право на дружбу с тем или иным сверстником, не терпит никаких
обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.
Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком,
которому можно было бы доверять как самому себе, который будет предан. В друге
ищут сходства, понимания, принятия. Подростку очень важно быть успешным,
утвердиться в среде сверстников. Поэтому немалую роль в формировании личности
подростка играет референтная группа
- значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и
дворовая компания, класс, друзья по кружку. Родителям надо быть особенно
внимательными, ведь такая группа является в глазах ребенка большим авторитетом,
чем сами родители. И именно к мнению членов этой группы подросток будет
прислушиваться, в ней будет пытаться утвердиться.
Взрослые часто недооценивают важность общения со
сверстниками для подростков. Так многие учителя считают, что более всего
подростки переживают по поводу общения с учителями, а родители полагают, что
подростка более всего волнует общение с родителями, хотя, как показывают
исследования, наиболее значимыми для подростков оказываются именно переживания
по поводу общения со сверстниками. Мотивы общения подростков со сверстниками
значительно изменяются по мере взросления. Сначала проявляется простое желание
быть в среде сверстников, затем - занять определенное место в коллективе сверстников.
Позже проявляется стремление подростка к автономии и поиск признания ценности
собственной личности в их глазах.
Одаренные
подростки, отличающиеся гармоничным развитием
и соответствующей своему возрасту физической
зрелостью характеризуются высокой, по сравнению со сверстниками,
адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу. Благодаря более
высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе
социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью
в коллективе сверстников, становятся лидерами класса. У детей и подростков с неравномерным развитием различных психических качеств
общение со сверстниками в сфере личностных интересов может занимать гораздо
меньше места, чем у других детей. Именно потому они крайне редко становятся
лидерами в своей дворовой или школьной группе. У части детей и подростков с
повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто
отсутствуют сформированные и эффективные навыки социального поведения и
возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности.
Так же, стремясь избежать «дурного влияния» сверстников,
некоторые родители ограничивают общение одаренного ребенка с товарищами,
составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных занятий,
которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на детские виды деятельности.
При этом оказывается несформированной личностная готовность - важный аспект
готовности к школьному обучению. Поступив в школу, одаренный ребенок может
обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать
сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать
конфликты.
Основная задача педагогов и родителей – создать условия для
свободного развития физических и духовных сил подростков, руководствуясь
возрастными потребностями и интересами. Поэтому,
если взрослые будут уделять достаточно внимания беспокойному подростку, понимая
и принимая проблемы возраста, помогая справиться с ними, то взросление ребенка
подарит только светлые воспоминания.
Родители
и педагоги должны помнить:
·
Подросток имеет право
на личную жизнь, тайны, выбор друзей.
·
Особую роль в
формировании личности подростка играет значимое для него окружение, его
компания. Именно через нее можно
косвенно влиять на подростка.
·
Необходимо устанавливать
доверительные отношения с подростком, прежде чем переходить к сложным темам
бесед.
·
Нежелательно обсуждать личность подростка и
его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников.
·
Подростка необходимо
поддерживать, и важнейшим способом поддержки является наше одобрение,
стремление понять и помочь
Список литературы:
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. В.С. Мухина. - М.,
2001.
- Мирошникова Е.А., Мерсиянова А.П. Общение со
сверстниками в жизни подростка. - Вестник КАСУ № 1 - 2006.
- Рабочая концепция одаренности. - М., 1998.
Подготовила: психолог Ю.Е.Горбунова
|