Мы часто слышим от детей такие фразы как: «Я не хочу делать домашнее задание»,
«Я не люблю учиться в школе». Каково же слышать это родителям и педагогам,
которые заинтересованы в учебе детей, прилагают для этого много усилий и
времени, и все равно не могут добиться положительного отношения к получению
знаний. Отсутствие мотивации к учебе у детей – основная проблема, с которой
сталкиваются учителя и родители.
Попробуем
разобраться в причинах отсутствия интереса к получению знаний у детей.
Иногда причины
могут быть самыми очевидными: отсутствие
помощи со стороны родителей в организации режима дня школьника, большое
количество развлечений, окружающих ребенка. Также могут быть менее явные
причины: неприятие и непонимание школьного предмета. Иногда смена учебной
обстановки или приход нового учителя, давление со стороны сверстников могут
послужить причиной отсутствия интереса к учебе.
Хотелось бы
обратить внимание на то, что учебная мотивация одаренных детей имеет ряд особенностей.
Уже в раннем возрасте такие дети демонстрируют особую увлеченность любимым
делом, повышенную любознательность. Стремление к творчеству, креативность также
считается отличительной характеристикой молодых дарований. Они высказывают
оригинальные идеи, изобретают собственные правила.
Школьные
проблемы могут быть связаны с типом одаренности ребенка. У «интеллектуалов»
успеваемость не всегда совпадает с уровнем их способностей: есть блестящие
ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим
интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе. Ребенок с академическим
типом одаренности учится с легкостью и желанием. Его успеваемость стабильно
высокая. Но у таких детей могут быть проблемы во взаимоотношениях с
одноклассниками, так как учеба у них на первом месте. Успех в любимом деле
важнее, чем получение удовольствия от общения с друзьями.
Для «креативных», нестандартно
мыслящих детей характерна пониженная мотивация. Очень часто такие
ученики не особенно хорошо учатся. У них причудливый познавательный мир, в
котором не всегда есть место школьным урокам. У «лидеров», то есть социально одаренных детей интерес к
школьному обучению недостаточен. Их незаурядные лидерские возможности часто
реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней
конкурирующей. Такие дети проявляют наибольшую активность в кружках, секциях, в
компании друзей, в семье. Ребенок с психомоторной одаренностью так же далеко не
часто хорошо учится, это связано, прежде всего, с недостатком времени,
перегрузками в факультативных занятиях, кружках. На успехи в учебе влияет и
отсутствие должного желания, заинтересованности в некоторых предметах.
Поэтому важным
является то, насколько мы, взрослые, обращаем внимание на то, получает ли
ребенок радость и удовольствие от процесса обучения.
Внимание со
стороны учителя является основой для обучения, придает учащимся чувство
собственной значимости и заставляет прилагать усилия в своей работе. Если
ребенок заинтересован в каком-либо школьном предмете, то учитель всегда сможет
использовать этот интерес в целях обучения.
Уже в начальной школе учебная
мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети
отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают
достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий. Чем старше
становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.
Пожалуй,
главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным участником
учебного процесса. Этому способствует проблемное изложение материала и
исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную
возможность принять участие в процессе «добывания» знаний. Большинство
современных детей понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе
они быть обязаны. И это ощущение отсутствия выбора часто гасит инициативу
ребенка. Поэтому, учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса,
должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны,
вам следует, вы обязаны»— тем больше будет интерес детей к учебному процессу и
тем выше их собственная инициатива и активность.
Родители и
педагоги не должны забывать о том, что дети получают знания не только в школе. Повседневная жизнь человека, его личность,
черты характера – все это определяет его стремление к учебе. Для того чтобы
поддерживать заинтересованность в ребенке, нужно понимать, как достигается и
как возникает в человеке желание учиться. Часто родителям приходится
«стимулировать» интерес к учебной деятельности, руководствуясь методами кнута и
пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об
учебе как о нудном, малоприятном деле.
Некоторые
родители думают, что они не в состоянии пробудить у ребенка желание узнавать
что-то новое, хотя на самом деле все это очень просто - достаточно сходить с ребенком
в парк или театр. Так же совместное приготовление ужина, ухаживание за
домашними животными и растениями всегда будет веселым и приятным
времяпровождением, а также творческой частью процесса обучения. Проведение
свободного времени с ребенком в процессе выполнения домашней работы тоже является
одной из ключевых возможностей для взаимодействия и установления доверия, что
мотивирует ребенка на обучение.
Важным
источником желания учиться является чувство радости от собственных достижений,
чувство одобрения со стороны взрослых. Для того чтобы учиться, ребенок должен
верить, что он может учиться. Поэтому учителям и родителям нужно дать
почувствовать себя успешным ребенку - это будет способствовать большему желанию
учиться.
Д.Б.Эльконин отмечает,
что позиция школьника — это не просто позиция ученика, посещающего школу,
слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это — позиция
человека, совершенствующего самого себя. Как же сформировать такую позицию у
школьника? Многочисленные исследования показали, что главный путь формирования
познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности.
Познавательная активность ребенка может проявляться:
— в сосредоточенности,
концентрации внимания на изучаемом предмете;
— в обращении
к области знаний, которая интересует ребенка, стремлении узнать больше;
— в положительных
эмоциях при преодолении затруднений в деятельности и решении задач.
Наибольшее
влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых —
учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребенка и перспектив его
будущей жизни. Также следует уделять
внимание созданию в школе атмосферы интеллектуального поиска, творческой
активности всех участников образовательного процесса.
Педагоги и родители должны помнить, чтобы
заинтересовать ребенка в получении знаний необходимо найти то место, где
он сможет осуществить эту активность. Это могут быть занятия в различных
кружках и секциях, участие в олимпиадах и тренингах. Важным является поддержка
и создание ситуации успеха – деятельность, где ребенок может проявить себя,
показать свои способности и таланты. И самое главное, ребенок должен понять,
что учеба придает более глубокие духовные смыслы жизни человека. Образованные
люди проживают красочную, интересную и насыщенную жизнь.
Список литературы:
1. Гордеева Т.
Как сформировать желание учиться? // Школьный
психолог. - 2009. - № 7.
2. Прихожан А.
Познавательная активность // Школьный психолог. - 2003. - № 43.
3. Семенова
Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный
психолог. - 2004. - № 10.
4. Степанова
М. Замкнутый круг мотивации // Школьный психолог. - 2000. - № 9.
Подготовила: психолог Горбунова Ю.Е.
|