Пятница, 29.11.2024, 07:43

Сопровождение интеллектуальной одаренности школьников

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психологов

Главная » Статьи » Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии"

Что такое тесты интеллекта?


Все мы хоть раз в жизни сталкивались с такими понятиями как «интеллект» и «коэффициент интеллекта» (IQ). Кто-то впервые встретился с тестами интеллекта при устройстве на работу или поступлении ребенка в школу, другие познакомились с этими понятиями, сидя на учебных лекциях или блуждая по пространству Интернета. Так что же такое интеллект? Как его измерить?

В современной науке до сих пор не выработано общепринятое определение интеллекта. В психологическом словаре можно встретить такое определение: «способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности». К примеру, в гештальтпсихологии интеллект рассматривается как «способность к формированию обобщенных зрительных образов». Швейцарский ученый Жан Пиаже считает, что это «наиболее совершенная форма адаптации организма к среде». В то же время, многие ученые понимают под интеллектом совокупность познавательных способностей личности. То есть можно сказать, что интеллект выступает как синоним мышления, умственного развития человека. Он является в той или иной мере «индикатором» обучаемости человека: в основной массовой школе «отличники» и «хорошисты», как правило, имеют высокий уровень развития интеллекта.

Ученые выделяют такие виды интеллекта, как вербальный и невербальный. Вербальный интеллект связан со способностью оперирования словесным материалом. Развитие этого вида интеллекта предполагает успешность в изучении гуманитарных дисциплин. Невербальный интеллект связан с символическим и пространственным материалом. Высокая степень его развития подразумевает успешность обучения в области физико-математических наук.

А что же такое коэффициент интеллекта (IQ)? Это количество интеллекта, живость ума, работа мысли. Можно сказать, что это уровень умственного развития, базирующийся на накопленных знаниях. Как же измерить уровень интеллектуального развития? С помощью специальных тестов. Тесты интеллекта предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Они являются исторически наиболее ранними диагностическими методиками.

Если углубиться в историю психодиагностики, то первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном в 80-е годы 19 века. Он основал первую антропометрическую лабораторию, где занимался измерением возможностей разных органов чувств человека, полагая, что интеллектуально одаренные люди обладают повышенной сенсорной чувствительностью.

В дальнейшем, идеи Ф. Гальтона развивал Дж. Кеттелл, который положил начало использования «умственных тестов». Кеттелл разработал тесты для оценки интеллекта студентов колледжей, а так же впервые ввел слово «тест» для обозначения психометрических методик.

В начале 20 в. французское правительство решило выяснить, каких детей следует обучать по обычной системе, а какие нуждаются в коррекционном обучении. Психологи Альфред Бине и Теодор Симон разработали тест, который был направлен на отбор детей в школу. Именно в тесте Бине-Симона впервые был использован так называемый коэффициент интеллектуальности. Само понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий ученый В.Штерн в 1912 году

Другой не менее известный психолог Дэвид Векслер создал два отличающихся теста. Один из них предназначен для детей, другой - для взрослых. Коэффициент умственного развития в данном тесте определяется на трех уровнях: первый основан на вербальных заданиях, второй - на невербальных, а третий - на основании всей суммы заданий.

Со времен А. Бине тесты интеллекта значительно изменились, но основные принципы построения остались теми же самыми. Они составляются для взрослых или детей путем отбора материала, который соответствует интеллектуальным возможностям данного возраста. В современном мире, среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р. Амтхауэра, Дж. Равена, Стэнфорд-Бине, Дж. Айзенка, Школьный тест умственного развития.

Большинство этих тестов предлагают испытуемому установить логические отношения, такие как классификации, аналогии, обобщения между терминами и понятиями. Иногда задачи тестов строятся из рисунков и геометрических фигур. К примеру, типичный тест для детей школьного возраста состоит из задач, требующих вербальных способностей, умения оперировать математическими понятиями и способности рассуждать, а также определенных фактических знаний.

Успешность выполнения тестов неизбежно связана с тем, насколько учащийся усвоил термины и понятия, насколько усвоены умственные действия, которые необходимы для решения задач теста. Таким образом, результаты тестирования выявляют не только умственный потенциал испытуемого, но и особенности его прошлого опыта, запас знаний, эрудицию.

При обследовании интеллекта нужно помнить, что тесты оценивают способности ребенка лишь на данный момент. Коэффициент интеллекта показывает, насколько успешно человек усвоил знания и смог воспроизвести их при тестировании. К примеру, если ребенок плохо себя чувствовал или не был заинтересован в результатах, показатели интеллектуального развития будут значительно ниже. Известный тестолог А. Анастази считает, что тесты предназначены для того, чтобы показать то, что может делать человек в данный момент времени. Но они не могут сообщить, почему он выполняет тест именно так. Другой американский психолог Д. МакКлелланд пишет, что тесты предназначены для того, чтобы открыто и полно показать все, чему обучили человека. В связи с этим, ни в коем случае нельзя делать выводы об уровне развития интеллекта человека на основании только одной методики.

В основном, минимальный уровень IQ человека равен 70, максимальный 180. Средний уровень IQ колеблется от 100 до 120 баллов. Существует много знаменитостей, которые отличаются высоким IQ. Причем, некоторые из них родились с высоким коэффициентом интеллекта, а другие увеличивали его своим трудом и старанием. К примеру, Билл Гейтс, председатель Microsoft и один из самых богатых людей в мире, имеет IQ 160, он уже с 13 лет увлекался программированием. Квентин Тарантино, талантливый актер, сценарист и продюсер, имеет IQ 160, причем в свое время он бросил школу. Актриса Шэрон Стоун имеет IQ равный 154.

Не беда, если ребенок обладает невысоким коэффициентом интеллекта. Можно перечислить достаточно много известных людей, которые достигли больших вершин в области политики, кино, музыки, спорта, имея средний IQ и даже ниже. Помните, что у человека есть много разнообразных качеств, благодаря которым можно сделать блестящую карьеру и добиться успеха в жизни.

Список литературы:

1.      Акимова М.К. Психологическая диагностика. - СПб., 2005.

2.      Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.,2006.

3.      Гавердовская П. Тесты: за и против // Kinder-bazaar. - 2002.

Подготовила: психолог Ю.Е.Горбунова

Категория: Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии" | Добавил: ShigaikinaNN (05.11.2011)
Просмотров: 1866 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]