Воскресенье, 19.05.2024, 09:46

Сопровождение интеллектуальной одаренности школьников

Логин:
Пароль:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психологов

Главная » Статьи » Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии"

Все ли дети талантливы?


Наверное, каждый родитель считает, что его ребенок неповторим, уникален, а в чем-то даже талантлив. Но все же интересно узнать, кто же такие талантливые дети? Все ли дети талантливы?

В литературе существует огромное количество определений понятия «талант»:

-  это необычная способность в узкой, какой-либо специфической области,

-  это высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности,

-  это природный дар, дарования человека и способность к чему–либо.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы талантливых детей, является вопрос о проявлении самого таланта. Существуют две точки зрения: «все дети талантливы» и «талантливые дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня талантливого можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других талант — уникальное явление, и основное внимание уделяется поиску «особенных» детей.

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.А.Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф.Гальтона, И.Мечникова, Ж.Пиаже, В.Гюго и этот список можно долго продолжать. Не секрет, что талантливые дети часто становятся выдающимися взрослыми, но далеко не всегда.

Большинство исследователей, изучавших биографии выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Галилея, Петра I, Ньютона, Наполеона, Ломоносова, Дарвина, Павлова и др.), пришли к выводу о том, что в детстве у этих людей чаще всего встречаются следующие характеристики:

-  90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

-  75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

-  почти 90% были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

-  по крайней мере, 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были открыты фантазиям.

Для талантов так же характерны следующие способности:

-  рано овладевают знаниями в избранной сфере;

-  проявляют высокий интеллект, имеют хорошую память;

-  увлечены своим делом, энергичны;

-  демонстрируют ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм;

-  умеют контролировать себя;

-  умеют быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Сегодня учёные единодушны в том, что каждый человек владеет огромным количеством скрытых  возможностей. Общеизвестна фраза психолога Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг».

Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой поддержки, и тогда ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.

Во-первых, родители иногда могут не понимать своих детей, и их реакция на познавательные способности ребенка может быть негативной. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, головных болях и т.п. В-третьих, талантливые дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у «особенных» детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем снижаются.

В свое время американский исследователь Э.П.Торренс установил, что около 30 % отчисляемых из школ за неуспеваемость составляли талантливые дети. Одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это приводит к тому, что, оценивая учеников, учителя отмечают в них демонстративность, упрямство и истеричность. Работы Дж. Гилфорда показали, что к концу школы талантливые дети вынуждены были маскировать от сверстников и взрослых свои способности.

Исходя из этого, хочется отметить, что для становления личности талантливого ребенка особенно важно повышенное внимание родителей. Для такого ребенка важны условия в семье, где он растет: это и упор на интеллектуальные ценности, и атмосфера духовности и любви, царящая в доме. Отсутствие внимания родителей и поддержки интересов ребенка, могут «затормозить» развитие способностей. Талантливым детям крайне необходимо понимание, любовь родителей, чуткость и искренность отношений в семье.

Не надо переживать и расстраиваться, если ваш ребенок не наделен таким же талантом, как выдающиеся гении. Трудитесь вместе, и вам удастся достичь больших высот. В каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий  потенциал, и во многом от родителей и педагогов зависит, каким станет ребенок, насколько разовьются его способности и талант.

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М., 2000.
  3. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. – М., 2000.
  4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб.пособие / Под ред. А.М.Матюшкина – М., 2004.
  5. Савенков А. Эксперимент, затеянный природой // Школьный психолог. – 2008. – № 18.
  6. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей - М., 2004.
  7. Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. – М., 2005.

Подготовила: психолог Ю.Е.Горбунова

Категория: Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии" | Добавил: ShigaikinaNN (05.11.2011)
Просмотров: 4724 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]