Одаренный
ребенок – это «особенный» ребенок, и ему не всегда подходят требования
стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна
чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая
независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню
интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед школой встают вопросы:
«Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой
одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того,
что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит
задание, одаренные дети открывают новые способы решения проблем. Эти учащиеся,
как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и
потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.
Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать
негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся и привести к потере
самостоятельности и мотивации к освоению нового.
Учитывая
особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса
необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности,
инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто
стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы
они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего
обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии,
позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на
интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные
технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение.
Можно
выделить три подхода по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей в зарубежных
странах:
1. Создание специальных государственных
программ и образовательных учреждений для одаренных учащихся.
В
США накоплен самый богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты
в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных
детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки
учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Министерство
образования и науки, многие университеты и колледжи, местные органы
образования, общественные организации.
В Австрии, во
всех округах страны действуют программы для одаренных учащихся. В них активно
используются школьные и внешкольные ресурсы обогащения и ускорения,
специализированные классы и школы и обширная сеть конкурсов и олимпиад. На уровне государственной
программы зафиксирована необходимость в образовании для одаренных детей и
специальной подготовки для учителей.
2. Обучение одаренных детей в общеобразовательных
школах.
Великобритания отличается тем, что не
включает категорию одаренных в свое школьное законодательство, но интенсивно
развивает поддержку учащихся в рамках обычных классов. В государственном
образовании отсутствуют отдельные школы или классы для одаренных учащихся.
Одним из важных принципов организации образования одаренных является
доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа
получает финансы, которые должны быть использованы только на развитие программ
для одаренных учащихся.
3. Частные школы для одаренных детей, школы при
университетах.
В европейских
странах, таких как Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Франция, а
также в Швеции, Дании, Норвегии, одаренные учащиеся не упоминаются в законах о
школьном образовании. В этих странах специальные школы и учебные программы для
одаренных учащихся существуют только как частные образовательные инициативы или
как учебные курсы в Центрах развития одаренности при университетах.
К примеру, в Германии разработана летняя
программа «Немецкая школьная академия» для одаренных учащихся, главной
целью которой является создание атмосферы наилучшего развития способностей
детей и их общения со сверстниками с таким же высоким потенциалом и мотивацией.
В странах
Юго-восточной Азии, таких как Китай, Корея, Тайланд и Сингапур нет специальных школ для одаренных
детей. Но в этих странах при каждом университете существует школа, которая
позволяет давать образование повышенного уровня. Особую роль в работе с одаренными детьми
играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки,
позволяющие развивать различные типы одаренности.
Среди всех зарубежных стран наиболее широкий размах работы
с одаренными детьми наблюдается в США. Можно отметить большое разнообразие
методов и форм обучения одаренных детей: «магнитные школы», «классы почета», «неградуированные
школы», обучение в группах «смешанных способностей». Особое значение в
образовании одаренных детей играют информационные технологии, поскольку с
совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию
обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы
личности.
В Соединенных Штатах активно используются
различные стратегии обучения одаренных детей, на основе которых осуществляется
разработка специальных учебных программ. К основным стратегиям можно отнести: ускорение (ранее поступление в школу,
ускорение в обычном классе, перепрыгивание через класс, обучение в профильных
классах, обучение в частной школе); обогащение
(более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области
избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения
дополнительного материала к традиционным курсам); междисциплинарное обучение (глобальный
характер тем и проблем для изучения, высокий уровень насыщенности содержания).
Использование
наставнических (менторских) программ является сегодня одним из наиболее
эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся
в США. Наставник выступает как советник и консультант, является моделью
поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может
облегчить достижение учеником поставленных целей. Менторство дает школьникам не только знания и умения, но и способствует
развитию способностей к лидерству, умений социального взаимодействия, помогает
устанавливать дружеские отношения со сверстниками, и благоприятствует
творческим достижениям.
Россия
вплотную озаботилась проблемой обучения и развития одаренных детей совсем
недавно. В 2000 году была утверждена программа «Одаренные дети», целью которой
является создание государственной системы выявления, развития и поддержки
одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого
потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению
одаренных детей. Авторитетные ученые и практики разработали «Рабочую концепцию
одаренности», в которой изложены теоретические принципы и методы выявления
одаренных и талантливых детей.
Государственная
политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных подходов по выявлению,
обучению и поддержке одаренных детей.
В качестве основных образовательных
структур для обучения одаренных детей в России можно выделить:
- Систему дошкольных образовательных учреждений
- детские сады общеразвивающего вида,
«Центры развития ребенка», в которых созданы наиболее благоприятные
условия для формирования способностей дошкольников;
- Систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации
обучения одаренных детей;
- Систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие
их способностей в
рамках внешкольной деятельности;
- Систему школ, ориентированных на работу с
одаренными детьми и призванных обеспечить
поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего
среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые образовательные
учреждения).
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются
сегодня наиболее распространенными. Они позволяют учесть познавательные и
личностные особенности одаренных детей. Дополнительное образование способствует
расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают
возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
В обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке
содержания учебных программ:
- Ускорение. Позитивным примером такого обучения в нашей стране
могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы,
предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по
дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.
- Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,
которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной
области знания или области деятельности. В нашей стране широко распространены
школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где
обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.
- Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у
детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой
деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
- Проблематизация. Специфика обучения в этом случае состоит в
использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и
альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного
подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного
плана сознания.
Применительно к обучению интеллектуально
одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера —
проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в
сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти
методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют
уровню познавательной активности и интересов учащихся. Процесс обучения
одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных
источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные
сети.
Внимательно
изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, можно
отметить, что для отечественной системы школьного образования перспективными
являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие
творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование
специализированных программ педагогического наставничества.
Список литературы:
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к
обучению одаренных детей за рубежом // Интернет-журнал «Эйдос». -
2007.
2. Маркелов Е.В. О системе образования
одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии // Психологическая наука и
образование. - 2009. - №4.
3. Попова
Л.В. Образовательные программы для одаренных учащихся в Великобритании //
Психология и школа. – 2008. - № 1.
4. Рабочая
концепция одаренности. - М., 1998.
5. Шумакова
Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей - М., 2004.
Подготовила: психолог Ю.Е.Горбунова
|