Воскресенье, 19.05.2024, 06:59

Сопровождение интеллектуальной одаренности школьников

Логин:
Пароль:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психологов

Главная » Статьи » Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии"

Роль общения в жизни подростков

      Как известно, подростковый возраст – это переходный возраст. Изменения, происходящие в этот период, невозможно свести лишь к физиологическим. У каждого ребенка переходный возраст проходит по-своему. Один ребенок может провести эти годы мирно и спокойно, другой будет совершать «дикие выходки». Общее для детей, родителей и учителей  одно - подростковый возраст – это волнующий, напряженный и необратимый процесс превращения ребенка во взрослого человека.

Несмотря на индивидуальные различия, развитие ребенка в подростковом периоде подростков общие черты: путь к обособлению, поиск  и обретение своего «Я».

Важнейшей для подростков сферой жизнедеятельности является общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Общение становится для подростка способом самоутверждения. Л.И. Божович отмечает, что, если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Специфика подросткового возраста состоит в том, что для подростков необходимы личностные контакты со сверстниками. Задача подростка - преодолеть ограниченность кругом семьи, чтобы иметь возможность «выйти в мир» и найти в нем свое, подходящее для себя и востребованное социальной средой, место. Важная особенность подросткового периода - это заключительный этап формирования самосознания и воли. Подросток активно учится принимать ответственность за свое мнение, решения, действия, ставит отдаленные цели в соответствие со своими потребностями, достигает их. Активно общаясь, подросток «смотрит на себя глазами других», получая обратную связь от сверстников, формирует собственное представление о себе, своих потребностях, возможностях, жизненных планах.

В период взросления происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу с тем или иным сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.

Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подростку очень важно быть успешным, утвердиться в среде сверстников. Поэтому немалую роль в формировании личности подростка играет референтная группа - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, класс, друзья по кружку. Родителям надо быть особенно внимательными, ведь такая группа является в глазах ребенка большим авторитетом, чем сами родители. И именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, в ней будет пытаться утвердиться.

Взрослые часто недооценивают важность общения со сверстниками для подростков. Так многие учителя считают, что более всего подростки переживают по поводу общения с учителями, а родители полагают, что подростка более всего волнует общение с родителями, хотя, как показывают исследования, наиболее значимыми для подростков оказываются именно переживания по поводу общения со сверстниками. Мотивы общения подростков со сверстниками значительно изменяются по мере взросления. Сначала проявляется простое желание быть в среде сверстников, затем - занять определенное место в коллективе сверстников. Позже проявляется стремление подростка к автономии и поиск признания ценности собственной личности в их глазах.

Одаренные подростки, отличающиеся гармоничным развитием и соответствующей своему возрасту физической зрелостью характеризуются высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу. Благодаря более высокой обучаемости и творческому отношению к процессу обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников, становятся лидерами класса. У детей и подростков с неравномерным развитием различных психических качеств общение со сверстниками в сфере личностных интересов может занимать гораздо меньше места, чем у других детей. Именно потому они крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе. У части детей и подростков с повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности.

Так же, стремясь избежать «дурного влияния» сверстников, некоторые родители ограничивают общение одаренного ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных занятий, которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на детские виды деятельности. При этом оказывается несформированной личностная готовность - важный аспект готовности к школьному обучению. Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты.

Основная задача педагогов и родителей – создать условия для свободного развития физических и духовных сил подростков, руководствуясь возрастными потребностями и интересами. Поэтому, если взрослые будут уделять достаточно внимания беспокойному подростку, понимая и принимая проблемы возраста, помогая справиться с ними, то взросление ребенка подарит только светлые воспоминания.

Родители и педагоги должны помнить:

·         Подросток имеет право на личную жизнь, тайны, выбор друзей.

·         Особую роль в формировании личности подростка играет значимое для него окружение, его компания. Именно через нее можно  косвенно влиять на подростка.

·         Необходимо устанавливать доверительные отношения с подростком, прежде чем переходить к сложным темам бесед.

·          Нежелательно обсуждать личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников.

·         Подростка необходимо поддерживать, и важнейшим способом поддержки является наше одобрение, стремление понять и помочь

Список литературы:

  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. В.С. Мухина. - М., 2001.
  2. Мирошникова Е.А., Мерсиянова А.П. Общение со сверстниками в жизни подростка. - Вестник КАСУ № 1 - 2006.
  3. Рабочая концепция одаренности. - М., 1998.

Подготовила: психолог Ю.Е.Горбунова

Категория: Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии" | Добавил: ShigaikinaNN (05.11.2011)
Просмотров: 7947 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 utko  
0
Общение ребенка с родителями безусловно важно, но при этом не стоит ограничивать круг их общения до родственников, это нужно понимать. Боитесь, что ребенок попадет в дурную компанию - правильно его воспитывайте, сознательный подросток в сомнительные места лезть не будет. Если не получается, поите тем же новопасситом, и постепенно он образумится. Только не надо все на самотек пускать, в воспитании очень важен баланс во всех областях.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]