Воскресенье, 19.05.2024, 10:59

Сопровождение интеллектуальной одаренности школьников

Логин:
Пароль:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психологов

Главная » Статьи » Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии"

Кто такой лидер и как им стать?


Многие люди мечтают стать лидерами: дети хотят стать лидерами в школе, чтобы на них обращали внимание сверстники, взрослые стремятся достичь успеха и признания в работе. Каждый день с экранов телевизоров людей призывают быть социально активными, приобретать черты лидера, развивать организаторские способности. Но добиться авторитета окружающих не так уж просто, а еще сложнее поддерживать имидж и статус лидера.

Среди разных видов одаренности, в последнее время все чаще выделяют социальную или лидерскую одаренность. Такие дети уже с самого раннего детства проявляют свои лидерские способности, которые проявляются в «командовании» детьми, выборе игр и установке своих правил. С ними хотят общаться и дружить большинство детей группы или класса.

Так кто же такой лидер? Кем мечтают стать многие люди? Понятие «лидер» можно толковать с точки зрения психологии, политики, философии и этот список наук можно продолжить. Большинство исследователей считают лидером человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Способности лидера, как и многие другие, бывают ярко и слабо выражены. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Социологи утверждают, что в каждой группе людей обязательно возникает яркий лидер, оказывающий влияние на остальных членов группы. При этом человек, проявивший себя лидером в одной ситуации, в других условиях может уступить место другому лидеру. Обнаружить лидера достаточно просто - можно понаблюдать за группой людей, решающих какой-либо вопрос. К кому больше всего прислушиваются при обсуждении проблемы, с кем быстрее всего соглашаются - это и есть лидер группы.

Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки. Многие психологи выделяют такую черту, характерную для лидеров, как высокая занятость и участие в различных общественных мероприятиях.

Стоит отметить, что лидеры бывают разные. Формальные лидеры - те, кого, как правило, назначили. Такой лидер берет на себя административные обязанности, например, староста класса отмечает отсутствующих. Позиция формального лидера часто может быть неблагодарной, но полезной для будущей жизни. Умение находить общий язык одновременно с коллективом и вышестоящими людьми - одно из основных качеств формального лидера. Неформальный лидер - это человек, за которым коллектив тянется независимо от того, какую он занимает «должность» и чем занимается. Такой лидер имеет поддержку и уважение со стороны своей группы.

            Также исследователи выделяют эмоциональных лидеров - это те, с кем советуются и их мнение является во многих случаях решающим. Таких людей часто называют «душой компании». Есть лидеры действия - они являются организаторами, умеют принимать решения и ведут за собой группу.

            В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность. Р. Стогдилл, Р. Манн выделяют такие качества, характеризующие лидера, как ум, интеллектуальные способности, умение повести за собой других, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела, которым занимается группа. При этом одни качества необходимы руководителю коллектива, другие - капитану футбольной команды, третьи - лидеру страны.

            Так же и в пределах школы всегда можно выделить школьников, которые лучше других организуют и проводят спортивные, культурно-массовые и другие мероприятия. И, как правило, в разных ситуациях выдвигаются различные лидеры.

Педагоги и родители должны иметь в виду, что развитию и формированию лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей у детей способствуют занятия на специальных курсах, участие в общественных мероприятиях различных тренингах. Такие тренинги регулярно проводятся в Центре «Одаренность и технологии»:

·         тренинги целеполагания;

·         лидерские тренинги;

·         тренинги коммуникативной гибкости;

·         тренинги креативности;

·         тренинги уверенного поведения.

Так же очень важным для ребенка является поддержка его инициативы  и одобрение со стороны взрослых.

Итак, сегодня слово лидер может иметь совершенно разные толкования: это лидер государства, вырвавшийся вперед на соревнованиях, тот, кому верит большинство людей, кто успешен в жизни. Но, в первую очередь, лидер - это человек, который научился контролировать, и направлять самого себя для выполнения своих целей и задач.

Каждый человек может развивать и совершенствовать свой лидерский потенциал, управленческие и организаторские способности, чтобы завоевать признание и уважение среди сверстников, коллег, родителей.

Список литературы:

1.      Грецов А. Психология жизненного успеха для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.

2.      Трейси Брайан. Личность лидера. – Попурри, 2008.

3.      Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 2001.

Подготовила: психолог Ю.Е.Горбунова

Категория: Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии" | Добавил: ShigaikinaNN (05.11.2011)
Просмотров: 3834 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]