Воскресенье, 19.05.2024, 10:03

Сопровождение интеллектуальной одаренности школьников

Логин:
Пароль:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психологов

Главная » Статьи » Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии"

Как стать «идеальными родителями»?


Эта тема затрагивает всех и каждого - каждый человек является родителем, каждый - чей-то ребенок. Когда дети маленькие, родители для них - верх совершенства, они принимают их идеалы и ценности, нормы морали и поведения. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми. Поэтому, чем взрослее ребенок, тем критичнее его отношение к родителям, а ведь многим хочется быть хорошими родителями,  иногда даже «идеальными».

 «Идеальный родитель» – это тот родитель, который учитывает возрастные особенности и изменения ребенка, растет вместе с ребенком. Ведь на каждом возрастном этапе перед ребенком стоят разные задачи, помочь решить которые могут родители.

Возрастные особенности подросткового возраста:

·        Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье

·        Стремление обзавестись верным другом

·        Стремление избежать изоляции в классе

·        Стремление отмежеваться от всего детского, казаться взрослым

·        Отсутствие авторитетов

·        Cоздание кумиров

·        Переоценка своих возможностей

·        Отсутствие адаптации к неудачам

·        Ярко выраженная эмоциональность

·        Повышенная утомляемость

Более подробно рассмотрим три основные проблемы подросткового возраста, которые чаще всего встречаются.

1) Отношения со сверстниками. Важнейшей для подростков сферой жизнедеятельности является общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Активно общаясь, подросток смотрит на себя глазами других, получая обратную связь от сверстников, формирует собственное представление о себе, своих потребностях, возможностях, жизненных планах.

Немалую роль в формировании личности подростка играет референтная группа - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть дворовая компания, класс, друзья по секции. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе место лидера, для других – быть признанным товарищем. Родителям надо быть особенно внимательными, ведь такая группа является в глазах ребенка большим авторитетом, чем сами родители.

Стремясь избежать «дурного влияния» сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных занятий, которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на свои интересы и общение со сверстниками. При этом ребенок может обладать высоко развитыми способностями, богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении выстраивать отношения.

«Идеальный родитель» понимает:

·        Подросток имеет право на личную жизнь, тайны, выбор друзей

·        Для подростка очень важна его компания, сверстники, друзья

·        Личность подростка и его поступки в присутствии других людей обсуждать нежелательно

2) Отношения с родителями. Распространены фразы родителей подростков: «Был ребенок как ребенок, а сейчас…», «Он меня игнорирует, ничего не хочет делать», «Целыми днями слушает музыку и допоздна пропадает с друзьями на улице».Так взрослые воспринимают повзрослевших детей. В этих фразах звучит растерянность, неготовность что-либо изменить, но все имеют огромное желание оставить все, как было раньше, иметь послушных, рассудительных детей. Но как раньше уже не будет – дети растут, а значит меняются. И родителям необходимо быть к этому готовым. Главные  задачи подросткового возраста: смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми; преодолеть ограниченность кругом семьи, чтобы иметь возможность выйти в мир и найти в нем свое место.

Отношения подростков с родителями интенсивно перестраиваются. Все большее место занимает критика образа жизни родителей, их установок и действий. Подростки испытывают огромную потребность в общении со взрослыми на равных, но редко имеют возможности для этого. В результате подросток начинает противопоставлять себя взрослым. Он как бы изо всех сил кричит: «Не хочу считаться ребенком!». Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а друзьям. При этом в отстаивает право на дружбу с тем или иным сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Если у подростка все складывается благополучно, у него есть своя компания, вы будете видеть его приятелей и слышать о них. Постарайтесь познакомиться и подружиться с его друзьями, откройте им двери своего дома.

«Идеальный родитель»:

·        Доверяет своему ребенку

·        Устанавливает разумные границы дозволенного

·        Пользуется авторитетом у своего взрослеющего ребенка

·        Учит ребенка соответствовать требованиям коллектива и навыкам общения

·        Поддерживает, стремиться понять и помочь

3) Отношение к учебе. При всей важности общения основу социальной ситуации развития современного подростка составляет учеба. Главное общественное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний является отсутствие адекватной мотивации учения, то есть нежелание учиться.

Исследования показывают, что в любом возрасте подростки видят причины трудностей обучения в первую очередь в самих себе (считают, что у них «плохая память», «слабое внимание», видят причину в «лени», «безволии»).

Можно выделить следующие трудности младших подростков (5-6 кл.) в учебе:

·         Трудности включения в деятельность из–за плохой дисциплины, непонимания норм поведения

·         Трудность восприятия информации на слух, рассеянное внимание

·         Отсутствие навыков самостоятельной организации работы

Родители должны помнить, чтобы заинтересовать ребенка в получении знаний, необходимо найти то место, где он сможет осуществить эту активность. Это могут быть занятия в различных кружках и секциях, участие в олимпиадах и тренингах. Важным является поддержка и создание ситуации успеха – деятельности, в которой ребенок может показать свои способности и таланты.

            «Идеальный родитель»:

·        Оказывает помощь ребенку в правильной организации своего времени

·        Хвалит ребенка за его усилия, достижения

·        Поощряет участие ребенка в школьных и общественных мероприятиях

·        Регулярно беседует с учителями об успеваемости ребенка, поведении и взаимоотношениях с другими детьми

Качества «идеальных родителей»:

1) Любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия ожиданиям и представлениям о том, каким я хочу видеть своего сына или дочь.

2) Последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, поощрений и наказаний.

3) Умение слышать и понимать ребенка. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой.

4) Учет возрастных особенностей. Необходимо расти вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми и подростками на разных этапах развития стоят разные задачи.

Таким образом, «идеальный родитель» растет и развивается вместе с ребенком. Если взрослые будут уделять достаточно внимания беспокойному подростку, понимая и принимая проблемы возраста, помогая справиться с ними, то взросление ребенка подарит только светлые воспоминания.

Список литературы:

1.       Аромштам М. Смирять себя, или что такое родительская педагогика // Школьный психолог. – 2004. – № 23.

2.       Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009.

3.       Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М., 2009.

4.       Одинокая И. Идеальные родители. - // Школьный психолог. – 2008. – № 10.

5.       Степанов С. Оранжерейные цветы жизни. // Школьный психолог. – 2009. – № 4.

Категория: Советы психологов МБОУ ДОД ГДДТ "Одаренность и технологии" | Добавил: Irrak (02.12.2011)
Просмотров: 4183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]