Эта тема затрагивает всех и каждого - каждый человек
является родителем, каждый - чей-то ребенок. Когда дети маленькие, родители для
них - верх совершенства, они принимают их идеалы и ценности, нормы морали и
поведения. С возрастом происходит смена значимых лиц, перестройка
взаимоотношений со взрослыми. Поэтому, чем взрослее ребенок, тем критичнее его
отношение к родителям, а ведь многим хочется быть хорошими родителями, иногда даже «идеальными».
«Идеальный
родитель» – это тот родитель, который учитывает возрастные особенности и
изменения ребенка, растет вместе с ребенком. Ведь на каждом возрастном этапе перед ребенком стоят
разные задачи, помочь решить которые могут родители.
Возрастные особенности подросткового возраста:
·
Потребность
в достойном положении в коллективе сверстников, в семье
·
Стремление
обзавестись верным другом
·
Стремление
избежать изоляции в классе
·
Стремление
отмежеваться от всего детского, казаться взрослым
·
Отсутствие
авторитетов
·
Cоздание кумиров
·
Переоценка
своих возможностей
·
Отсутствие
адаптации к неудачам
·
Ярко
выраженная эмоциональность
·
Повышенная
утомляемость
Более
подробно рассмотрим три основные проблемы подросткового возраста, которые чаще
всего встречаются.
1) Отношения со сверстниками. Важнейшей для подростков сферой жизнедеятельности является общение со
сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка,
во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Активно
общаясь, подросток смотрит на себя глазами других, получая обратную связь от
сверстников, формирует собственное представление о себе, своих потребностях,
возможностях, жизненных планах.
Немалую роль в формировании личности подростка
играет референтная группа -
значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть
дворовая компания, класс, друзья по секции. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками,
но и занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это
стремление может выражаться в желании занять в группе место лидера, для других
– быть признанным товарищем. Родителям надо быть
особенно внимательными, ведь такая группа является в глазах ребенка большим авторитетом,
чем сами родители.
Стремясь избежать «дурного влияния» сверстников,
некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для
него такое насыщенное расписание различных занятий, которые не оставляют
ребенку ни времени, ни сил на свои интересы и общение со сверстниками. При этом
ребенок может обладать высоко развитыми способностями, богатой эрудицией, но
уступать сверстникам в умении выстраивать отношения.
«Идеальный
родитель» понимает:
·
Подросток
имеет право на личную жизнь, тайны, выбор друзей
·
Для
подростка очень важна его компания, сверстники, друзья
·
Личность
подростка и его поступки в присутствии других людей обсуждать нежелательно
2) Отношения с родителями. Распространены фразы родителей
подростков: «Был ребенок как ребенок, а сейчас…», «Он меня игнорирует, ничего не хочет делать», «Целыми днями слушает музыку и допоздна пропадает с друзьями на
улице».Так взрослые воспринимают повзрослевших детей. В этих фразах звучит
растерянность, неготовность что-либо изменить, но все имеют огромное желание оставить
все, как было раньше, иметь послушных, рассудительных детей. Но как раньше уже
не будет – дети растут, а значит меняются. И родителям необходимо быть к этому
готовым. Главные задачи подросткового
возраста: смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми; преодолеть
ограниченность кругом семьи, чтобы иметь возможность выйти в мир и найти в нем
свое место.
Отношения подростков с родителями интенсивно
перестраиваются. Все большее место занимает критика образа жизни родителей, их
установок и действий. Подростки испытывают огромную потребность в общении со взрослыми на равных, но редко имеют
возможности для этого. В результате подросток начинает противопоставлять себя
взрослым. Он как бы изо всех сил кричит: «Не хочу считаться ребенком!». Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не
родителям, а друзьям. При этом в отстаивает право на дружбу с тем или иным
сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только
недостатков, но и достоинств друга. Если у подростка все складывается благополучно,
у него есть своя компания, вы будете видеть его приятелей и слышать о них.
Постарайтесь познакомиться и подружиться с его друзьями, откройте им двери
своего дома.
«Идеальный
родитель»:
·
Доверяет
своему ребенку
·
Устанавливает
разумные границы дозволенного
·
Пользуется
авторитетом у своего взрослеющего ребенка
·
Учит
ребенка соответствовать требованиям коллектива и навыкам общения
·
Поддерживает,
стремиться понять и помочь
3) Отношение к учебе. При всей важности общения основу
социальной ситуации развития современного подростка составляет учеба. Главное
общественное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний,
умений и навыков, без которых невозможно дальнейшее полноценное участие в жизни
общества. Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний является отсутствие адекватной мотивации учения,
то есть нежелание учиться.
Исследования показывают, что в любом возрасте подростки
видят причины трудностей обучения в первую очередь в самих себе (считают, что у
них «плохая память», «слабое внимание», видят причину в «лени», «безволии»).
Можно выделить следующие трудности младших подростков (5-6
кл.) в учебе:
·
Трудности
включения в деятельность из–за плохой дисциплины, непонимания норм поведения
·
Трудность
восприятия информации на слух, рассеянное внимание
·
Отсутствие
навыков самостоятельной организации работы
Родители должны помнить, чтобы
заинтересовать ребенка в получении знаний, необходимо найти то место, где он сможет осуществить эту
активность. Это могут быть занятия в различных кружках и секциях, участие в
олимпиадах и тренингах. Важным является поддержка и создание ситуации успеха –
деятельности, в которой ребенок может показать свои способности и таланты.
«Идеальный родитель»:
·
Оказывает
помощь ребенку в правильной организации своего времени
·
Хвалит
ребенка за его усилия, достижения
·
Поощряет
участие ребенка в школьных и общественных мероприятиях
·
Регулярно
беседует с учителями об успеваемости ребенка, поведении и взаимоотношениях с
другими детьми
Качества «идеальных родителей»:
1) Любовь и принятие
ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности,
особенностей, соответствия ожиданиям и представлениям о том, каким я хочу
видеть своего сына или дочь.
2) Последовательность
и согласованность в действиях, запретах и разрешениях. Принципиальное
значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий,
поощрений и наказаний.
3) Умение слышать и
понимать ребенка. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким,
каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой.
4) Учет возрастных особенностей.
Необходимо расти вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми и подростками на
разных этапах развития стоят разные задачи.
Таким образом, «идеальный
родитель» растет и развивается вместе с ребенком. Если взрослые будут уделять достаточно внимания
беспокойному подростку, понимая и принимая проблемы возраста, помогая
справиться с ними, то взросление ребенка подарит только светлые воспоминания.
Список литературы:
1.
Аромштам М. Смирять
себя, или что такое родительская педагогика // Школьный психолог. – 2004. – № 23.
2.
Гиппенрейтер
Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009.
3.
Гиппенрейтер
Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М., 2009.
4.
Одинокая И. Идеальные родители. - // Школьный психолог. – 2008. – № 10.
5.
Степанов С. Оранжерейные
цветы жизни. //
Школьный психолог. – 2009. – № 4.
|